Мультимедийная презентация

Влияние программных и психолого-педагогических возможностей мультимедийных презентаций на активизацию инвариантных компонент учебно-познавательной деятельности: целевой; потребностно-мотивационный; содержательный; операционно-деятельностный; эмоционально-волевой;  контрольно-регулировочный;  оценочно-результативный.  Так, например, визуализация учебной информации повышает  наглядность, анимационное представление – доступность восприятия, представление учебной информации в цвете повышает прочность запоминания. Наглядность, доступность восприятия  учебного материала вызывают у воспитанников положительные эмоции, формирующие чувства уверенности, успешности в изучении и освоении сложного  материала, а это, в свою очередь, мотивирует их на дальнейшую учебно-познавательную деятельность.

Порядок создания презентаций
Перед созданием презентации на компьютере важно определить:
¨        назначение презентации, ее тему, примерное количество слайдов;
¨        как представить информацию наиболее удачным образом;
¨        содержание слайдов;
¨        графическое оформление каждого слайда.

Этапы подготовки мультимедийной презентации урока:
¨        Структуризация учебного материала.
¨        Составление сценария реализации.
¨        Разработка дизайна презентации.
¨        Подготовка медиафрагментов (тексты, иллюстрации, видеосъемка, запись аудиофрагментов).
¨        Подготовка музыкального сопровождения.
¨        Тестирование-проверка.

Разработка сценария мультимедийной презентации урока
При создании схемы сценария и составлении текстового сопровождения к мультимедийной презентации следует руководствоваться следующими принципами:
¨        Презентация должна быть краткой, доступной и композиционно целостной. Продолжительность презентации со сценарием должна составлять не более 20-30 минут. Для демонстрации нужно подготовить примерно 20-25 слайдов (показ одного слайда занимает около 1 минуты, плюс время для ответов на вопросы слушателей).
¨        При изложении материала следует выделить несколько ключевых моментов и в ходе демонстрации время от времени возвращаться к ним, чтобы осветить вопрос с разных сторон. Это гарантирует должное восприятие информации воспитанниками. Не бойтесь повторить свою мысль, если хотите, чтобы ее усвоили.

При создании мультимедийной презентации необходимо:
¨        провести разбивку занятия на небольшие смысловые части – модули. Каждый слайд должен иметь заголовок;
¨        подбор для каждого модуля соответствующей формы выражения и предъявления обучаемым заголовка раздела, текстов, рисунков, таблиц, графиков, звукового и видеоряда и т.п. (согласно содержанию);
¨        моделирование познавательной деятельности обучаемых при изучении раздела и использование результатов при его составлении (определяется основная последовательность перехода между слайдами);
¨        проектирование способов закрепления знаний и навыков и осуществления обратной связи (подбор задач, контрольных вопросов, заданий для моделирования, разработка способов анализа ответов, реплик на типичные неправильные ответы, составление подсказок (help));
¨        составление текстов, разработка рисунков, таблиц, схем, чертежей, видеоряда согласно требованиям эргономики; компоновка модулей каждого раздела урока с эргономической точки зрения.

Стиль презентации. Необходимо соблюдать единый стиль оформления, избегать стилей, которые будут отвлекать от самой презентации, вспомогательная информация (управляющие кнопки) не должна преобладать над основной информацией (текст, рисунок).

Фон презентации. Для фона используются холодные тона и неконтрастные текстуры. На одном слайде рекомендуется использовать три-четыре  цвета.

Анимационные эффекты. Не стоит злоупотреблять различными анимационными эффектами, они не должны отвлекать внимание от содержания на слайде.

Содержание информации. Информация должна быть представлена короткими словами и предложениями. Заголовки должны привлекать внимание аудитории.

Шрифты. Рекомендуется использовать шрифты без засечек, не менее 24. Нельзя смешивать различные типы шрифтов в одной презентации.  Для выделения информации следует использовать жирный шрифт, курсив, подчеркивание. Лучше всего ограничиться использование двух или трех шрифтов для всей презентации.

Расположение информации. Предпочтительно горизонтальное расположение информации.  Наиболее важная информация должна располагаться в центре экрана.

Объем информации. Не стоит заполнять один слайд слишком большим объемом информации: люди могут запомнить не более трех фактов, выводов, определений.  Наибольшая эффективность достигается тогда, когда ключевые пункты отображаются по одному на каждом отдельном слайде.

Для обеспечения дидактических функций учебно-методического комплекса к мультимедийной презентации урока предъявляются следующие требования:
¨        Текстовые фрагменты могут сопровождаться аудио- или видеоинформацией для выделения смысловых акцентов. Для представления разнородной или гипертекстовой информации рекомендуется использовать многооконный интерфейс.
¨        В мультимедийной презентации может содержаться дополнительный материал, а также материал для углубленного изучения темы.
¨        Наиболее важные элементы мультимедийной презентации должны иметь подсказки или пояснения. Справочный материал презентации содержит основные определения, наиболее важные даты, таблицы для сравнения определенных характеристик объектов и т. п.
¨        После изучения каждой структурной единицы учебного материала в презентации содержится материал для обобщения, представляющий изученный материал в более кратком виде.
¨        Текст мультимедийной презентации должен иметь возможность копирования, вывода на печать.
¨        Мультимедийная презентация должна быть снабжена удобной системой навигации, позволяющей легко перемещаться по презентации
¨        Использование мультимедийных возможностей современных компьютеров и Интернет (графических вставок, анимации, звука если необходимо и др.).
¨        Разбивка урока на небольшие логически замкнутые блоки (слайды).
¨        Каждый слайд презентации должен иметь заголовок.
¨        Ссылки на литературные источники, электронные библиотеки и на источники информации в сети Интернет.
¨        Доступностью - быстрая загрузка, без усложнения эффектами.
¨        Мультимедийная презентация должна быть открыта для развития.

В условиях бурного развития информационного общества разработка и внедрение в учебный процесс мультимедийных презентаций становится своевременной и актуальной.